Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Методология бизнес-инжиниринга

Стратегия

Структуры

Процессы

Персонал

Финансы

Логистика

Маркетинг

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Информационные технологии

Библиотека избранных статей по менеджменту

Общие концепции современного менеджмента
Методологии бизнес-инжиниринга и бизнес-моделирования
Стратегическое управление
Организационное проектирование. Управление процессами и проектами.
Организационная культура и организационное поведение. Управление персоналом.
Логистика и управление производством
Финансовый менеджмент. Управленческий учет, бюджетирование.
Современный маркетинг
Менеджмент качества
Менеджмент знаний
Информационные технологии
Управленческий консалтинг
Краткий словарь терминов современного менеджмента

Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Модель ОРГ-Мастера - язык, на котором менеджеры могут обсудить свое видение бизнеса от идеи до процессов. Узнайте о новейших технологиях бизнес-моделирования на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Публикации | Библиотека избранных статей по менеджменту | Информационные технологии

Вложения в будущее

Покупая АСУ, предприятие обречено на выработку стратегии

Петр Биргер

Конкурентоспособность предприятий любых отраслей зависит не только от материальных ресурсов (занимаемой территории, производительности станков и т. д.), но и от эффективности их организации, наличия развитых средств коммуникации, как можно более быстрого и точного управления разными направлениями бизнеса. Правильное и продуманное внедрение на производстве автоматизированных систем управления (АСУ) является одной из ключевых составляющих стратегии эффективного развития компаний.

Однако осознание этого факта менеджментом предприятий далеко не всегда приводит к соответствующему управленческому решению. Там же, где АСУ внедряется, это зачастую происходит "от балды" - вообще без особых размышлений. Дело в том, что наши менеджеры не уверены в очевидной эффективности АСУ для отечественных предприятий на нынешней стадии развития бизнеса (по мнению многих, не решены еще более простые задачи).

Те же, кто все же решается, сталкиваются с проблемами, обычными для любой модернизации: стоимость внедрения современного АСУ, сроки ее окупаемости (через повышение эффективности производства), выбор "внедренца"-поставщика и правильная формулировка целей для него, неготовность сотрудников полноценно использовать новые предложенные инструменты.

Свои или чужие?

Большинство предприятий не пытается заниматься самодеятельностью и поручает внедрение АСУ профессиональным компаниям, специализирующимся в этой области. По мнению специалистов, такой вариант более выгоден, а также значительно более надежен и предсказуем.

Преимущества внешнего разработчика в том, что он интегрирует опыт многих "живых" систем, которые ему пришлось автоматизировать. К тому же заботящийся о своей репутации профессионал вынужден отчетливо представлять степень реализуемости задания. Это предохраняет заказчика от неоправданных финансовых и временных затрат на нереализуемые проекты. И, наконец, фактор ответственности - внешний разработчик несет перед заказчиком юридическую и финансовую ответственность за проект в полном объеме, в отличие от собственного разработчика.

Однако некоторые эксперты говорят, что наилучший результат дает совместная деятельность внешних и своих специалистов. Как говорит начальник информационного отдела компании "Хлебный дом" Алексей Улыбин, идеальный вариант - когда компания, используя поддержку специалистов извне, целенаправленно инвестирует в собственный технологический отдел, который способен взять на себя ряд участков, не освоенных еще специалистами "внешнего" внедрения. "У нас автоматизирована значительная часть сфер деятельности предприятия: это бухгалтерия и управление финансами, управление складами, логистикой, собственным автотранспортом и инженерными ресурсами, - рассказывает Улыбин. - Часть систем сейчас находится на стадии обновления, причем делается это нашими собственными силами. Каждый раз нам приходится прикидывать, что выгоднее: справляться самим или привлекать людей со стороны".

Представители компании "Кристалл-сервис", работающей в сфере внедрения АСУ, отмечают превосходство внешних специалистов не только на технологической стадии внедрения, но и в таком специфичном вопросе, как подготовительная работа с руководством предприятия: профессионалы-"внедренцы" лучше знают, как убедить топ-менеджмент в необходимости того или иного выбора, более умело подводят его к оптимальному решению. "Умение убеждать, искать общие точки соприкосновения, умение соединять в проекте желания заказчика и реальность - отдельная часть нашей работы, - рассказывает заместитель генерального директора фирмы "Кристалл-сервис" Александр Исаев. - Но, к сожалению, даже десять лет опыта такого общения не всегда дают возможность убедить руководителей или владельцев компании в целесообразности некоторых решений в области автоматизации своего дела".

Иной позиции придерживается компания "АНД-проджект": "Систему управления покупает директор. Заметьте - не программу, а систему управления. Когда оптимизация системы управления стала необходима, руководитель не начинает "выбирать программу", он делает ставку на команду, способную помочь ему решить его насущные задачи, - замечает Андрей Лысков, менеджер направления Axapta компании "АНД-проджект". - Поэтому и эффективность внедрения в первую очередь зависит от квалификации специалистов-внедренцев. Если они могут говорить на одном языке с руководителем предприятия - работа упрощается и ускоряется".

Осторожно! "Внедренец"!

У компании, решившей воспользоваться услугами "внешнего" поставщика АСУ, возникает проблема отбора как его самого, так и его продукта. Критерии тут понятны, но, как отмечают, например, в "Северо-Западной Лесопромышленной компании", даже при наличии всех необходимых условий в этой области априори никогда нельзя быть уверенными в качестве конечного результата. Поэтому разумна апробация систем.

Так, по словам начальника департамента инвестиционных проектов " С-З Лесопромышленной компании" Михаила Касимова, его предприятие как раз собирается внедрить современную интегрированную АСУ. Она находится сейчас на стадии "предпроектного обследования", которое производится по схеме "бесплатной замены программных продуктов": по договоренности с поставщиком предприятие покупает лицензию на программы, апробирует их и в случае возможных претензий получает возможность бесплатно заменить на другие.

"Ни одна компания не сможет сразу точно определить качество системы и свои требования к ней, - утверждает Касимов. - Решение о необходимых программных продуктах, а значит, и о поставщиках услуг - вопрос длительного анализа. Прежде чем исследовать систему, мы рассматриваем опыт работы поставщика, количество внедренных им систем, стоимость его услуг, техническую сложность системы (смогут ли наши программисты разобраться в ней), и только после этого длительного процесса предварительного изучения мы принимаем решение об инвестициях в один из продуктов".

Некоторые "внедренцы" не понимают обоснованной настороженности предприятий и не идут им навстречу по части бесплатной замены программного обеспечения. Другие надеются, что доверие к ним повысит репутация предлагаемых программ. Единственным средством окончательно убедить своего визави был и остается реальный опыт. Специалисты часто апеллируют к "опыту систем". "Огромное функциональное богатство используемой нами ERP-системы Navision Axapta возникло в результате сотен тысяч внедрений, это уникальная методическая база. Мы всегда в состоянии предложить директору опыт его предшественников на пути автоматизации управления, и он всегда оказывается полезен и востребован", - говорит Андрей Лысков. Александр Исаев из фирмы " Кристалл-сервис" считает, что залогом успеха и доверия, помимо многоэтапной работы с руководством предприятий по поиску компромиссных решений, является предложение именно известных интегрированных систем, а не систем отдельных направлений. Кроме того, компания продвигает собственную разработку АСУ "Кристалл", которая привлекает покупателя своей адаптацией под российские реалии торговли. Заказные разработки неоднократно успешно осуществляла и компания " АНД-проджект".

Между тем, предприятия, даже удовлетворенные программными продуктами, часто сталкиваются с недостаточным качеством их внедрения. Рассказывает Алексей Улыбин из "Хлебного дома": "Мы заключили договор с одной из профессиональных компаний. Внедрение системы должно было занять по плану около шести месяцев, и мы готовились к запуску проекта к январю 2000 года. Но процесс внедрения настолько затянулся, что мы подошли к его завершению только сейчас. В этом есть, конечно, и доля нашей вины, но в первую очередь виноват подрядчик, который не рассчитал время работы и по своей халатности затянул ее. В итоге мы потеряли много времени и денег".

Инвестиции в будущее

Как рассказал Андрей Лысков, обычная стоимость внедрения АСУ для среднего предприятия - около 100 тыс. долларов. Для крупного предприятия проект может стоить не один миллион. В каждом конкретном случае - свои объемы работ, требования к функциональности, уровень настройки и доработки системы. При этом, по словам Алексея Улыбина, IT-бюджет предприятия часто составляет от 300 тыс. до 600 тыс. долларов.

Михаил Касимов из "С-З Лесопромышленной компании" пояснил, куда могут уходить столь значительные средства: это плата за лицензии, стоимость услуг внедрения, стоимость аппаратуры и всей технической составляющей, затраты на обучение персонала и ряд других накладных расходов, связанных с технической реорганизацией предприятия. Все это с учетом длительности внедрения от полугода до двух лет. Возникает вопрос о целесообразности столь крупных инвестиций и о сроках окупаемости этих затрат. Большинство опрошенных нами экспертов сходятся на том, что вложения в АСУ - это вложения в будущее. Причем однозначно - эффективное.

Внедрение интегрированного АСУ имеет несколько резонов - это налаживание учета, облегчение работы персонала, увеличение оперативности и точности работы, сокращение времени на подготовку отчетности, повышение прозрачности предприятия. Все задачи сводятся к одной - систематизировать труд компании. Если эта задача выполнена, то все инвестиции, по мнению специалистов, можно считать возмещенными. По словам Александра Исаева, какие-то явные результаты видны уже даже в процессе внедрения, но большая часть все же проявляется через несколько лет.

Достижение результата зависит в первую очередь от качества работы всего коллектива предприятия в новой системе. "Систему управления выбирает руководитель. Поэтому при погружении системы внутрь предприятия на более глубокий уровень обычно возникают новые задачи. Фактически это задача продажи системы коллективу. Ее мы решаем вместе с руководством предприятия, стараясь донести до коллектива преимущества, которые им должна обеспечить новая система.

Вторая проблема - готовность к новой технологии работы. Если на предприятии есть унаследованная система автоматизации, придется переучивать людей, перестраивать информационную структуру. Эти трудности важно понимать на этапе утверждения сроков реализации проекта и сроков начала его эффективной реализации", - рассказывает Андрей Лысков. Подобного взгляда на проблему придерживается и Алексей Улыбин: "Часто после внедрения систем сотрудники просто не успевают за стремлениями руководителей как можно скорее систематизировать процессы управления, что приводит к определенному конфликту между интересами топ-менеджмента и способностями персонала".

Осознанность выбора

Как правило, в подходах к внедрению АСУ у предприятий есть две крайности. Одна группа компаний готова масштабно автоматизировать управление, не задумываясь над целями и задачами. Другая - сознательно лишает себя современных эффективных АСУ, предпочитая выжидать. Последнее, по мнению Алексея Улыбина, связано не только с дефицитом инвестиционных и оборотных средств - иными словами, с экономической целесообразностью, но и с недальновидностью руководителей предприятий, которые не видят в этой области стратегической перспективы.

Первый тип предприятий требует, по мнению Александра Исаева, и отдельного подхода. "Мы хотим, чтобы клиент точно понимал, чего он хочет. Часто этого понимания просто нет, и в результате он может получить некую аморфную систему, которой в будущем будет обязательно недоволен, - рассказывает Исаев. - Не раз было так: когда, казалось бы, система уже работает, клиент с недоумением начинает задавать вопросы о смысле инвестиций в эту область, ждет немедленного результата. Это связано с тем, что на начальном этапе не были определены цели и критерии успеха. Поэтому мы не начинаем работу с заказчиком, пока он сам не сделает осознанного выбора в пользу какого-либо решения. Мы же на этом этапе готовы помочь потенциальному клиенту разработать информационную стратегию предприятия, в каком-то смысле занимаемся просветительской деятельностью".

Андрей Лысков в этой дискуссии придерживается следующей позиции: "Мы не внедряем систему, а работаем вместе с заказчиком над его системой управления. Поэтому вслед за первым проектом обычно заказчик приглашает нас на второй и так далее. Благо, с течением времени квалификация заказчика постоянно растет".

Стоит отметить, что не все поставщики АСУ ведут такую предварительную подготовку. Как считают специалисты, на рынке сейчас практически отсутствуют общепринятые и оправдавшие себя на практике схемы взаимодействия специалистов по внедрению и предприятий. Предприятия не знают, с чего начать, а "внедренцы" часто не готовы им внятно рассказать не только о целях, но и об исходных позициях. Между тем, рост активности предприятий, желающих получить современные АСУ, позволяет надеяться, что ответы на все вопросы в скором времени даст наработанный этим рынком опыт.

Санкт-Петербург
Эксперт,Северо-Запад #31 (60) от 17 декабря 2001 года

 

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”