Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Методология бизнес-инжиниринга

Стратегия

Структуры

Процессы

Персонал

Финансы

Логистика

Маркетинг

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Информационные технологии

Библиотека избранных статей по менеджменту

Краткий словарь терминов современного менеджмента

Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Конкурентоспособность - это цель и технология. Инновационный менеджмент - как это делают сегодня. Узнайте на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Публикации | БИГ-СПб | Информационные технологии

Информационные технологии как инструмент повышения эффективности управления государственными структурами

С.В. Иванов,
ассистент кафедры УКиЭТУ

Введение

Любая государственная структура, будь то государственное предприятие или орган власти, является сложной системой из множества взаимосвязанных звеньев. Как деятельность каждого звена такой системы, так и деятельность системы в целом сложна и многогранна.

Для эффективного реформирования и управления государственными структурами необходимо иметь полную достоверную информацию об их строении и организации деятельности. То есть строение и сама деятельность государственных структур должны быть прозрачными. Это важно как для чиновников, занимающихся реформированием государственного аппарата, представителей самих реформируемых структур, так и для граждан - конечных потребителей государственных услуг. Ибо деятельность государства, с некоторыми оговорками, можно рассматривать как процесс оказания услуг своим гражданам.

Зададимся вопросами: обладают ли в настоящее время граждане, бизнес, а также представители самих государственных структур полной и достоверной информацией об организации собственной деятельности, делающей её прозрачной? Эффективно ли организована сама деятельность? Ответ на данный вопрос дать не сложно: деятельность государственных структур непрозрачна; чиновники используют для принятия решений собственный опыт и постоянно меняющиеся нормативно- правовые акты Российской Федерации. Притом сами государственные структуры постоянно преобразовываются, подстраиваясь под меняющуюся экономическую и политическую конъюнктуру. В конечном итоге, от подобной неэффективной организации деятельности государственного аппарата, страдают рядовые граждане.

В этой ситуации на помощь приходят информационные технологии.

Федеральная целевая программа “Электронная Россия”

В последнее десятилетие в России наблюдаются высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ). Однако наша страна не смогла сократить отставание от экономически развитых стран по уровню информатизации экономики и общества (рис.1).

Рис. 1. Доли пользователей Интернета в России и экономически развитых странах

Приведённый график наглядно доказывает отставание нашей страны от экономически развитых стран (Франции, Германии и Австралии) по уровню информатизации общества в области использования глобальной сети Интернет. Так если на границе 2002 – 2003 годов у нас Интернетом пользовались лишь 8 – 9 % населения страны, то в развитых странах этот показатель составлял 30 – 50 %... Даже к 2009 году мы не смогли достичь показателей развитых стран 5-летней давности и находимся сейчас на 30%, тогда как во Франции, Германии и Австралии доли пользователей глобальной сети составляют 60 – 75% от населения этих стран [1]!

Частично такое положение связано с общеэкономическими причинами: экономическим кризисом и низким уровнем благосостояния большинства граждан нашей страны.

Однако, в рамках административной реформы в нашей стране с 2002 года стартовала федеральная целевая программа “Электронная Россия”, инициированная Министерством Экономического Развития и Торговли Российской Федерации (МЭРТ). Основными целями программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления.

Для достижения обозначенных целей необходимо решить ряд задач, важнейшими из которых являются:

  • создание нормативной правовой базы в сфере ИКТ, регулирующей вопросы обеспечения информационной безопасности, а также реализующей права граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • обеспечение эффективного взаимодействия государственных структур, как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;
  • обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого распространения ИКТ в социальной и экономической сфере.

Программа имеет несколько основных направлений, самыми известными из которых являются:

1. Электронное правительство.

2. Электронный документооборот.

3. Информатизация учебных заведений.

4. Дистанционное образование.

5. Телемедицина.

В данной статье предполагается рассмотрение первого и второго из перечисленных направлений – “Электронное правительство” и “Электронный документооборот”.

Концепция “Электронного правительства” предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. То есть предполагается информатизация взаимодействия различных государственных структур между собой, а также с гражданами и бизнесом, что в конечном итоге сделает работу предприятий и государственных учреждений более быстрой и эффективной.

В частности предполагается значительно расширить объем информации, которую государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через Интернет. В обязательном порядке планируется публиковать в Интернете проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий и даже итоги проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами.

Помимо этого, в открытом доступе будут представлены различные информационные и статистические базы данных: от маркетинговых исследований, справочников по предприятиям и каталогов продукции, до данных о регистрации сделок с недвижимостью или выданных патентах.

В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота. Причем эти системы не будут автономными, они смогут взаимодействовать между собой и с внешним миром. Планируется внедрить систему дистанционной подачи документов в Министерство по налогам и сборам, в Госкомстат, в Министерство по антимонопольной политике, в таможенные органы и прочее. Большую часть государственных тендеров и закупок также предполагается проводить в электронной форме [2].

Всё вышесказанное – красивые и правильные слова. Но как это реализовывается на практике, и как это скажется на эффективности государственного управления? Ответ на поставленные вопросы и раскроет тему, поставленную в заглавии данной статьи (доклада).

На практике взаимодействие государственных структур между собой, а также между гражданами и бизнесом происходит в большинстве случаев через бумажные документы (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействие государственных структур между собой, а также с гражданами и бизнесом через бумажные документы

То есть, если гражданину или представителю бизнеса необходимо получить от государства какую-либо услугу, заключение, лицензию и т.д., ему необходимо пройти согласования в соответствующих государственных структурах. Всё это выливается в сбор различных справок и заключений, хождение по кабинетам и ожидание в очередях (рис.3).

Рис. 3. Хождение гражданами по кабинетам и собирание различных справок

Простой пример: гражданин решил сделать перепланировку у себя в квартире, - убрать шкаф (чулан), обозначенный в паспорте квартиры, и расширить комнату за счёт этого. Данную перепланировку надо будет согласовать с государственными структурами, то есть “узаконить”. Для принятия решения о перепланировке необходимо знать следующее:

1. Все согласования займут от 7 месяцев до 1 года. В некоторых случаях их вообще не удастся завершить.

2. Стоимость всех согласований будет составлять около 20 тыс. руб.

3. Надо будет согласовать перепланировку с 10 государственными структурами.

4. В ходе согласования надо будет как минимум 30 раз посетить различные государственные структуры и предоставить помещение для осмотра 5 раз.

5. Время, потраченное на сидение в очередях, будет составлять в общей сложности около 40 часов.

6. Надо будет собрать 25 видов документов, и предоставить в государственные структуры более 50 их экземпляров.

7. Правила согласований могут меняться в ходе самих согласований, притом ни один чиновник не скажет о порядке их выполнения с самого начала и до конца[1].

На основании приведённого примера можно сделать вывод об “эффективности” функционирования государственных структур и взаимодействия с гражданами и бизнесом.

Но уже сейчас ситуация меняется: в каждом крупном населенном пункте устанавливаются специальные справочные терминалы, с помощью которых каждый желающий сможет получить полную информацию о работе органов власти. Например, человеку нужно получить информацию о своем праве на какую-либо льготу. Достаточно в режиме реального времени составить запрос, и терминал выдаст данные обо всех необходимых документах, времени приема специалистов и прочую информацию. Кроме того, на терминале есть виртуальная клавиатура, позволяющая воспользоваться Интернет- приемной и отправить обращение в орган власти. Это нововведение является особенно важным для тех категорий населения, которые не имеют компьютера и постоянного доступа к сети Интернет.

Также важнейшим шагом в информатизации отношений между государством, гражданами и бизнесом является создание специализированных Интернет- порталов органов власти по оказанию государственных услуг. С помощью данных Интернет- ресурсов не только можно будет получить необходимую информацию о работе государственных структур, но и подать электронную заявку или налоговую декларацию, - и всё это не выходя из дома или офиса.

Но главным нововведением является создание так называемой Комплексной Информационной Системы (далее КИС) под названием “Электронное правительство субъекта РФ”, которая объединит работу органов власти в единое информационное пространство. После внедрения такой системы, бумажный документооборот между государственными структурами, гражданами и бизнесом сведётся к минимуму, а обмен информацией будет происходить посредством передачи файлов и сообщений (рис. 4).

Рис. 4. Информатизация взаимоотношений государственных структур, граждан и бизнеса

Таким образом, на практике будет реализована концепция электронного документооборота.

Если посмотреть на рис. 4, гражданину или представителю бизнеса останется только подать электронную заявку, которая посредством КИС будет разослана во все необходимые государственные структуры. Далее эти структуры подготовят все необходимые документы (опять же в электронном виде), которые получит конечный, участвующий согласовании орган. На основании собранных документов этот орган готовит заключение и выдаёт гражданину. На данном примере, - непосредственное взаимодействие гражданина с органами власти сводится к единственному посещению, в результате которого он получит необходимый ему документ.

В настоящее время каждый субъект федерации создаёт свою региональную КИС, а в недалёком будущем все региональные системы будут объединены между собой и создадут единое информационное пространство РФ. Как каждая система в отдельности, так и их объединение должно значительно повысить эффективность функционирования и управляемость органов власти нашей страны (рис. 5)

Рис. 5. Объединение региональных КИС в единое информационное пространство России

Таким образом, для реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия” будут на практике применены современные информационные технологии. Данные технологии являются инструментом для повышения эффективности государственного управления и взаимодействия с гражданами и бизнесом.

Для граждан и бизнеса повышение эффективности будет выражаться в следующем:

1. Сокращение времени выполнения услуги государством и количества “точек” взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами в ходе выполнения услуги.

2. Сокращение количества бумажных документов, предоставляемых гражданами и бизнесом государственным структурам для выполнения гос. услуги.

3. Получение гражданами и бизнесом полной и достоверной информации о деятельности органов власти, делающей их работу понятной и “прозрачной”.

Все вышеперечисленные пункты приводят к повышению качества услуг, оказываемых государством своему населению.

Для государственных структур повышение эффективности будет выражаться в следующем:

1. Возможность мониторинга и учёта работы исполнительных органов со стороны контролирующих органов с помощью КИС.

2. Повышение эффективности взаимодействия органов власти между собой, за счёт использования КИС, работающей на единой базе данных.

3. Повышение управляемости и возможности реформирования органов власти за счёт достижения прозрачности их деятельности.

4. Сокращение издержек на содержание государственного аппарата, за счёт упрощения многих административных процессов вследствие внедрённой КИС.

Но важнейшим эффектом от реализации программы, как для граждан, так и для правительства, будет снижение коррупции в государственных структурах. Очевидно, что эффективные меры по борьбе с коррупцией заключаются не столько в наказании по факту коррупционных преступлений, сколько в предотвращении условий их возникновения. Реализация направлений Электронное правительство и Электронный документооборот снизит уровень коррупции за счёт уменьшения числа взаимодействий государственных структур с гражданами и бизнесом, за счёт введения чёткого регламента их деятельности и строгого контроля за ней помощью Комплексной информационной системы.

В итоге можно утверждать, что информационные технологии повышают как эффективность функционирования государственных структур, так и эффективность их управления. Остаётся надеяться, что всё задуманное реализуется на практике.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Некоммерческая организация Фонд «Общественное мнение». URL: http://www.bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/int0803 (дата обращения: 01.11.2008).

2. Информационный портал ФЦП «Электронная Россия». URL: http://www.e-rus.ru (дата обращения: 03.11.2008).

 


[1] Данные получены на основании подсчётов автора статьи в ходе согласований перепланировки его квартиры

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”