Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Методология бизнес-инжиниринга

Стратегия

Структуры

Процессы

Персонал

Финансы

Логистика

Маркетинг

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Информационные технологии

Библиотека избранных статей по менеджменту

Краткий словарь терминов современного менеджмента

Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Бизнес-моделирование, как способ передачи лучших практик и методов управления. Что такое моделирование сегодня? Узнайте на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Публикации | БИГ-СПб | Информационные технологии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЯЮТ МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАНТА

Следующая статья (начало см. READ.MY №2,3 за 1998 г.) по проблемам внедрения и компьютеризации регулярного менеджмента посвящена современным технологиям управленческого обследования предприятия и проектирования структуры информационной системы. 

"ХОЧУ все знать" или "Внесите ясность" ? 

Никто не будет отрицать, что управленческий учет сейчас стал основным местом приложения усилий как многочисленных программистских фирм, так и директоров или бухгалтеров предприятий, которые пытаются разобраться, что же у них происходит на самом деле. Самое время разобраться и с тем, какой именно управленческий учет соответствует требованиям современного менеджмента?

 

pic31.gif (3151 bytes)

 

В голове заказчика (схема 1), система управленческого учета представляется каким-то дополнением к обычной бухгалтерии, ограниченность которой в качестве источника оперативных и детальных данных о своих материальных и финансовых ресурсах, он начинает ощущать. Нечто вроде универсальной справочной системы выдающей разнообразную количественную информацию по всем вопросам деятельности фирмы.

Между тем, информация "существенная для принятия управленческих решений", а ее сбором и первичной обработкой, собственно и занимаются системы управленческого учета, находится во всех подсистемах менеджмента и подразделениях компании. Чем больше контуров управления поставлено в компании – тем больше и учетных систем! При таком взгляде на управленческий учет мы сразу выходим за рамки количественных данных. В каждом компоненте менеджмента информация специфична – и менеджерам надо научиться работать с разными ее типами.

Так в компаниях с развитым менеджментом инвентаризуются и подлежат учету: "организационные звенья", "центры финансового учета (ЦФУ)", "функции", "документы", "бизнес-процессы" и другие нетрадиционные объекты вплоть до "целей" компании…

При "структуризации" компании фиксируется закрепление специфицированных "функций" за исполнительными звеньями, статей доходов и расходов за ЦФУ и т. п. В "логистике", традиционно учитываемые количественные данные в части поставок, запасов и сбыта, связываются с данными отражающими структуру деятельности (кто, кому, в какой последовательности должен передавать материальные ценности и информацию о них) – то есть учитываются и модели "бизнес-процессов". Программные средства для учета таких нетрадиционных объектов – это все те же, упоминавшиеся в предыдущей статье, orgware.

Концептуально, речь идет о двух крупных мировых достижениях в менеджменте. Первое - это функционально-технологический подход (управленческий конвейер, придуманный американцами), который группирует функции по процессам - последовательностям функций объединенных в технологические цепочки или по этапам принятия управленческих решений. Другое, это чисто немецкое, подробное системно–целевое описание компании, выстроенное по иерархии управления и исполняемым функциям, направленным на достижение определенных целей.

При построении информационной системы важны оба взгляда – первый позволяет осуществить "горизонтальную интеграцию", т.е. с необходимой точностью и полнотой связать материальные и информационные потоки. Второй, как бы, придает осмысленность деятельности компании (управление по целям) и поддерживает "вертикальную интеграцию" – координацию между собой различных иерархических контуров управления от стратегического планирования до оперативного руководства линейными звеньями.

Вероятно, многие российские руководители имеют в голове подобные модели своего бизнеса, даже не подозревая об этом. (Совсем, как один из героев Мольера, который был удивлен, узнав, что всю жизнь говорил прозой).

Но при существующем поныне "классическом" подходе к разработке управленческих систем, информация для ее построения "извлекается" из головы руководителя лишь в процессе написания технического задания и в объеме необходимом для постановки программисту конкретной, ограниченной задачи. После программирования этот, и без того скудный фрагмент описания бизнеса, можно воспроизвести только по руководству к созданной системе (если, конечно, оно написано). Такой же плохо формализуемый процесс может повторяться и для других разрабатываемых систем (баз данных) или при внесении изменений в уже разработанные. Надо отдавать себе отчет, что этот подход не только ограничивает информационное поле руководителя (нигде не сосредоточена в явном виде полная картина бизнеса компании), но и закладывает несовершенную модель постановки системы учета и, в конечном счете, управления компанией.

"Современный" подход состоит в том, что директор может формализовать свое видение бизнес-модели воспользовавшись определенными стандартами (Схема 2). А как только введены стандарты, модель можно выделить в отдельный блок создаваемой информационной системы (orgware). Здесь разработчик ТЗ, а в дальнейшем и программист (для внесения изменений) вообще не требуются. Бизнес-модель, включая форматы данных запоминается в orgware, который экспортирует их в исполнительную систему для настройки баз данных, работающих с количественной информацией. В дальнейшем, эта настройка может осуществляться автоматически.

pic32.gif (3554 bytes)

Таким образом, видение директором своего бизнеса, напрямую формирует структуру базы данных. Кроме того, бизнес-модель хранящаяся отдельно от БД, может быть обнародована и закреплена во внутрифирменных регламентах управленческого учета, не менее точных и обязательных к исполнению, чем стандарты бухгалтерского учета и отчетности задаваемые государством.

Для полноты представления о бизнесе компании ее менеджерам надо еще научиться учитывать "информацию о будущем", сопоставляя в дальнейшем полученные управленческие данные с желаемыми. В этом случае число компонентов, подлежащих учету удваивается. Теперь руководителю надо, скажем, не только представлять существующие структуры, но и те в которых деятельность будет протекать при планируемых изменениях бизнеса, то есть заниматься моделированием организационных структур.

По шагам к регуляризации бизнеса

Поясним как на практике происходит процесс формализации бизнес-модели компании. (На схеме 3 приведены "окна" программы класса orgware, поддерживающей работу бизнес-консультанта)

Первое, с чем придется столкнуться на предприятии, это почти полное отсутствие документов регламентирующих бизнес - в лучшем случае это пожелтевший листок с квадратиками ("структурная схема"), штатное расписание, телефонный справочник или давно не обновлявшиеся должностные инструкции сотрудников. Тем не менее, любые сведения о компании надо тщательно собрать, сгруппировать функции по подразделениям и занести это в качестве первичных таблиц -"классификаторов" (окно 1) в orgware. В отдельный классификатор нужно занести оргзвенья и бизнесы (товары, продукты и услуги) компании. Если документы отсутствуют, или ясно, что они абсолютно не достоверны, можно начать с анкетирования персонала компании. Причем желательно провести опрос на двух уровнях: топ-менеджеров, отвечающих за функциональные направления или отдельные бизнесы ("какие функции, по их мнению, выполняют подразделения"), а также сотрудников этих подразделений ("что, они делают на самом деле"). Таким образом, у вас получатся три первичных модели компании: "по документам", "взгляд сверху" и "взгляд снизу".

Устранив, неизбежные противоречия между ними, можно перейти к следующему этапу – классификации функций по компонентам менеджмента (окно 2). Функции в первичных классификаторах размечаются по типам (из встроенного меню), а затем импортируются в базовый классификатор – "функции менеджмента", поставляемый с orgware. Цель этой работы – выделение реальных контуров управления (замкнутых управленческих циклов) реализуемых в компании. (Зачастую, многие существующие на предприятиях функции и документы остались "в наследство" от нерыночных способов управления, не несут значимой информации, создавая лишь видимость деятельности и лишние затраты).

Заполненные классификаторы "функций" и бизнесов проецируются на классификатор оргзвеньев (закрепляются исполнители), что, как мы видели в первой статье цикла, уже достаточно для выпуска "Положения об организационной структуре компании". Со второй из базовых структур компании (финансовой) дело обстоит еще проще - ни на одном из обследованных нами предприятий она не была описана. Алгоритм ее создания приведен в предыдущей статье данного цикла. Некоторые компании могут заняться еще и формализацией своих стратегических целей, а затем спроектировать их на обеспечивающие их достижение функции.

На этом, в первом приближении, заканчивается этап создания системно-функциональной модели предприятия. В принципе, с помощью orgware компания может провести его сама. Возможно также создание совместных рабочих групп. Постоянное взаимодействие с бизнес-консультантами в рабочих группах позволяет предприятию приобрести навыки и самостоятельность в работе по регуляризации бизнеса.

Переход к "горизонтальной интеграции" системы, формализации бизнес-процессов компании начинается с их перечисления (учета) в соответствующем классификаторе. Далее, образующие бизнес-процесс функции (см. контура управления, выделенные на предыдущем этапе) связываются с ними через механизм проекций (окно 3). При проецировании на оргзвенья перечня бизнес-процессов они получают своих "владельцев".

На следующем шаге осуществляется создание моделей данных – структур информации, сопровождающей бизнес-процессы. Заполняются новые классификаторы orgware: первичные документы, входные и выходные формы (отчеты), которые связываются (правильно, через механизм проекций) с соответствующими бизнес-процессами. Все эти документы или электронные формы объединяются друг с другом через еще один базовый классификатор – информационные объекты, а также классификаторы полей и типов данных (Схема 4).

 

pic34.gif (4648 bytes)

 

Только проделав эту достаточно кропотливую работу (описание системы "под компьютеризацию" должно быть на порядок точнее, чем для первоначального "прояснения" бизнеса) можно использовать данные содержащиеся в orgware (Схема 3 - окна 4 и 5) для настройки исполнительных программ и перейти к реальному воплощению на практике принципов регулярного менеджмента.

 

Вячеслав Кондратьев,
Лев Григорьев

группа БИГ (Москва – Санкт-Петербург)
тел. (095) 241-1552, (812) 274-9053 

 

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”