Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Актуальные задачи государственного управления

Административное моделирование

Методология
Стандарты
Технология моделирования
Программные продукты

Результаты проектов с применением административного моделирования

Концепции будущих проектов

Обучение государственных служащих

Справочная информация

Задайте нам вопрос

Имя:

Организация / Орган власти:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Главная | Решения для госсектора | Административное моделирование | Методология | Рекомендуемая методология

Административное моделирование

Лев Григорьев
Дмитрий Кудрявцев

Понятие моделирования

Моделирование – это метод познания, основанный на аналогии, т.е. на отношении частичной эквивалентности между объектом и его моделью. Теория систем утверждает, что никаких других средств, кроме моделирования, для эффективного описания сложных систем не существует. Под моделью же обычно понимается мысленно представляемая, информационно или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте[1].

Выделяют вещественные (отображающие пространственные особенности) и мысленные типы моделей. Среди последних можно выделить:

  • образно-графические (схемы, диаграммы, чертежи, рисунки и т. п.);
  • знаковые модели (алгебраические уравнения, семантические сети и т.п.);

Выбор модели подсказывается практическими соображениями, а именно, модель, как аналогичная система, за поведением которой мы собираемся наблюдать, должна быть проще исходной во всех своих аспектах, за исключением тех, которые определяют выполнение выбранного отношения эквивалентности[2].

На основе анализа международного опыта можно выделить 5 групп целей моделирования организаций:

  • Совершенствование организационного управления.
  • Развитие информационной архитектуры.
  • Накопление и обмен знаниями.
  • Стандартизация и сертификация деятельности.
  • Поддержка коммуникаций.

Общее построение модели

На верхнем уровне модель деятельности ОГВМС задается набором семантических категорий, описывающих все отражаемые в модели аспекты деятельности ОГВМС, и связей, установленных между этими категориями.

Семантические категории, используемые в моделях деятельности ОГВМС, называются классификаторами; связи между семантическими категориями носят название проекций.

Непосредственное задание модели сводится к раскрытию состава семантических категорий перечислением отнесенных к ним элементов или групп элементов, а также раскрытию проекций перечислением определяемых ими связей между элементами семантических категорий модели.

Модель деятельности ОГВМС задается с помощью двух основных средств описания: классификаторов и проекций.

Классификаторы определяют смысловое содержание понятий модели и перечисляют их поэлементный состав. Классификатор может являться простым (одноуровневым) перечислением элементов или определять некоторую иерархию (древовидную) входящих в него элементов.

Проекции устанавливают связи между понятиями, зафиксированными в классификаторах, и перечисляют поэлементные связи понятий модели. Проекция может связывать два или более классификаторов модели.

Все элементы модели могут группироваться по предметным областям. Базовый список предметных областей определен в типовой модели и при необходимости может расширяться.

Классификаторы и проекции могут также объединяться в группы, соответствующие различным процессам, описываемым в модели, причем один и тот же классификатор или проекция могут входить более чем в одну группу.

Классификатор состоит из перечня своих элементов и установленного набора дополнительных свойств. Для каждого классификатора могут быть определены следующие характеристики:

  • название (наименование);
  • номер;
  • автор;
  • общий комментарий;
  • свойство;
  • предметная область (типы);
  • комментарии;
  • тип (ы) позиции;
  • шкала (ы).

Название классификатора представляет собой текст (термин), использующийся в дальнейшем для обозначения этого классификатора в проекциях и отчетах. Название классификатора обязательно для определения. Как правило, оно означает также и семантическую роль классификатора в модели.

Проекция представляет собой перечень связей, соединяющих элементы классификаторов. В модели могут использоваться простые и составные проекции.

Простые проекции могут быть двух- и трехместными. Связи двухместных проекций соединяют попарно элементы двух (возможно одинаковых) классификаторов. Связям трехместных проекций помимо элементов двух соединяемых классификаторов ставится в соответствие третий элемент, принадлежащий классификатору связи.

Для каждой простой проекции могут быть определены следующие характеристики:

  • название (наименование);
  • номер;
  • автор;
  • дата создания/редактирования;
  • первый (левый) классификатор;
  • второй (правый) классификатор;
  • третий классификатор (классификатор связи);
  • общий комментарий;
  • предметная область (типы);
  • вид связи (а также наименование для вида);
  • четвертый классификатор (индексов).

Название проекции представляет собой текст (термин), использующийся в дальнейшем для обозначения этого классификатора в проекциях и отчетах. Название проекции создается автоматически по названиям связываемых ею основных классификаторов и, как правило, используется в таком виде, но при необходимости это название можно изменить.

Составная проекция состоит из нескольких простых проекций связанных общими элементами классификаторов, образуя цепочку связей, заданных входящими в нее проекциями.

Группы проекций, описывающие некоторую законченную совокупность процессов, могут объединяться в наборы проекций. Часто такое объединение имеет в своей основе общий классификатор.

Классификаторы позволяют описать поэлементный состав понятий моделируемой организационной системы и их атрибуты, и иерархически упорядочить входящие элементы. Проекции устанавливают связи между понятиями, зафиксированными в классификаторах, и перечисляют поэлементные связи понятий модели.

Состав и верхнеуровневое описание классификаторов и проекций основаны на онтологии - системе взаимосвязанных понятий, которыми можно описать существенные признаки моделируемой системы.

Содержанием административной модели являются знания, существенные для решения задач управления органами государственной власти и местного самоуправления. На основе анализа российского законодательства, международного опыта в области моделирования, а также целей и задач моделирования определены предметные области и система понятий, подлежащие моделированию. Данная система понятий образует административную онтологию, которая определяет содержание административных моделей.

Онтология представляет собой совокупность

  • формализованных понятий, используемых при моделировании;
  • определений этих понятий;
  • отношений между понятиями и атрибуты понятий.

На верхнем уровне онтологии государственного управления выделяются следующие предметные области:

1. Внешнее окружение ОГВМС.

2. Цели и показатели ОГВМС.

3. Деятельность ОГВМС.

4. Организационная структура ОГВМС.

5. Личный состав ОГВМС.

6. Основные фонды.

7. Информация.

8. Бюджет.

Предметные области административного моделирования

Рисунок 1. Предметные области административного моделирования.

Указанные выше предметные области административной онтологии включают следующие понятия на верхнем уровне (таблица 1):

Таблица 1. Основные понятия верхнего уровня административной онтологии

Предметные области

Понятия

1.Внешнее окружение

1.1. Внешнее окружение

2.Цели и показатели

2.1. Цели и задачи.

2.2. Показатели.

2.3. Результаты.

3.Деятельность

3.1. Сферы деятельности.

3.2. Государственные услуги.

3.3. Государственные Функции.

3.4. Административные процессы.

3.5. Программная деятельность.

3.6. Приоритетные национальные проекты.

3.7. Административные действия.

3.8. Поручения.

3.9.События и состояния (Условия ветвления в процедурах).

3.10. Мероприятия.

4.Организационная структура

4.1. ОГВМС (органы государственной власти или местного самоуправления).

4.2. Организационные подразделения и должности.

4.3. Организационные роли.

5. Личный состав

5.1. Личный состав

6. Основные фонды.

6.1. Основные фонды.

7. Информация.

7.1. Документы.

7.2. Свойства документов.

7.3. Информационное поле (в т.ч., Учетные данные).

7.4. Хранилища информации (в т.ч., Учетные регистры).

8. Бюджет

8.1. Доходы и расходы.

8.2. Роли в бюджетном процессе.

Представленная выше система понятий определяет наполнение полной административной модели, однако для отдельных задач административной реформы могут создаваться частные проблемно-ориентированные модели.

Модель деятельности органа власти включает совокупность нескольких частных проблемно-ориентированных моделей. К ним относятся:

  • модель результативности деятельности
  • организационно-функциональная модель
  • модель административных процессов

Приведем описание назначения и содержания указанных моделей.

Исходя из современных представлений, следует рассматривать любую организацию (и орган власти аналогично) в двух следующих аспектах:

  • как общественно-экономическую систему, в которой деятельность трактуется как «технологический процесс», а сама организация, рассматривается в качестве некой «машины», преобразующей ресурсы в заданные результаты деятельности;
  • как социальную систему, которая пронизана сложной системой отношений и статусов заинтересованных сторон внутри и вне организации.

Соответственно этим двум аспектам, организация и контроль деятельности органа власти как организационной системы должны поддерживаться на следующих уровнях:

  • стратегическом уровне, в котором определяются цели существования (цели деятельности) организационной системы;
  • организационно-функциональном уровне, задающем общую структуру деятельности, опирающуюся на точно заданный функционал органа власти;
  • исполнительном уровне, задающем операционную технологию проведения государственной политики, которая может осуществляться путем реализации:
    • административных процессов (процедур),
    • программных мероприятий,
    • оперативных задач (поручений), которые служат для координации и коррекции деятельности на процессном, программном и проектном подуровнях.

Организационно-функциональный уровень

Определяющим эффективность систем государственного управления является организационно-функциональный уровень. На этом уровне должно быть зафиксировано распределение ответственности органов государственного управления за реализацию поставленных перед ними задач, решаемых, как правило, регулярно. Такие задачи обозначаются в модели как функции. Поэтому необходимо выявить совокупность функций, поддерживаемых в сфере ведения (регулирования, управления) данного органа власти и определить какие организационные звенья (органы, структурные подразделения) в исполнении этих функций участвуют. Эта информация  является содержанием организационно-функциональной модели (ОФМ). Организационно-функциональная модель (ОФМ) позволяет выявлять дублирование или незакрепленные функции, разрабатывать рекомендации по совершенствованию распределения ответственности за исполнение государственных функций между уровнями и органами власти. ОФМ является исходной для постановки других подсистем управления деятельностью органа власти:

  • государственного стратегического управления,
  • оказания государственных услуг и исполнения государственных функций,
  • управления программной и проектной деятельностью,
  • управления непрограммной деятельностью,
  • управления ресурсами (бюджетными, человеческими, информационными),
  • управления знаниями по специфике государственного управления.

Исполнительный уровень

На этом уровне разрабатываются и осуществляются мероприятия, обеспечивающие достижение целей органа власти. Для достижения целей выполняются необходимые административные действия - согласно административным регламентам исполняются государственные функции, оказываются государственные услуги, для достижения заданных целей реализуются бюджетные программы и проекты. Модель административных процессов представляет собой описание ключевых для органа власти основных процессов (процессов оказания государственных услуг или исполнения государственной функции). На базе точного описания административного процесса разрабатываются административные регламенты (АР) как основа для стандартизации государственных услуг.



[1] Штофф В. А. "Моделирование и философия" М.: Наука, 1966

[2] Месарович М.Д. Общая теория систем, М. Радио и Связь, 1966

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”